Сторінки

субота, 15 жовтня 2011 р.

Сирт - оборона до конца.

Западные каналы, сообщавшие о взятии Сирта и пленении Мутассима Каддафи, в очередной раз сели в лужу. Выясняется, что распространяемые с 10 октября данные о захвате командующего обороной города были еще одной газетной уткой.


За Мутассима, по информации некоторых источников, приняли одного из его сподвижников, Али Абу-бакра аль-Каддафи. Правда, сами повстанцы могут тешить себя мыслью, что они все же "взяли" его дом, где их трофеями стало домашнее видео сына Каддафи и фото его жены.

После того как развеялись слухи вокруг Мутассима, наступил черед Сирта. К вечеру 13 октября формирования мятежников вынуждены были отступить из города, хотя еще утром они сообщали о том, что сопротивление каддафистов продолжается лишь в районе "Эд-Доллар", находящемся на высотах в западной части города, и в городском "районе №2" на морском побережье.

Что же произошло? Факт остается фактом: повстанцам действительно удалось ворваться в город и занять целый ряд ключевых объектов. После чего штурм неожиданно для многих провалился.

В качестве причин эмиратский спутниковый телеканал Al-Arabiya называет обрушившийся на повстанцев шквальный огонь.

Судя по всему, защитники города заманили наступавших в глубь "городских джунглей" и стали уничтожать из засад. Другие повстанцы жалуются на то, что среди некоторых отрядов штурмующих началась паника, вызванная наводнением. Они утверждают, что каддафисты специально открыли водоводы, чтобы затруднить их продвижение и стремительно прибывающая на улицах вода вызвала приступ страха у "борцов за демократию".

И, наконец, сами мятежники не рассчитали при штурме сил противника. По их утверждениям, в распоряжении Мутассима на момент последнего штурма оставалось полторы тысячи человек, тогда как численность одних только ополченцев Сирта превышает две тысячи бойцов.

Как бы там ни было, очередной штурм провалился. Что касается самих мятежников, то они страдают в результате несогласованности в действиях, которую не удается преодолеть даже нынешнему командующему, бывшему генералу ливийской армии Абдель Саламу Джадалле, за плечами которого 31 год службы в спецподразделениях.

По его признанию, переговоры с представителями других проживающих здесь племен (фурджаны, хамамасалы и мааданы) затруднены. Несмотря на угрозы повстанцев применить против них тяжелое оружие далеко не все из них позволяют двигаться к Сирту по своей территории.

Одной из причин яростного сопротивления Сирта Абдель Салам Джадалла называет то, что будто бы большая часть бойцов там является "офицерами, главами служб безопасности, сотрудниками бывших революционных комитетов, сыгравшими активную роль в подавлении февральского восстания, — это преступники, на руках которых немало ливийской крови. Они понимают, что если не погибнут в бою, то их будут судить за совершенные преступления, что в итоге все равно означает смерть".

Абдель Салам Джадалла утверждает, будто Сирт также обороняют хорошо подготовленные спецназовцы. Разумеется, можно усомниться в том, что у Каддафи было столько "карателей", способных почти полтора месяца отбивать атаки многотысячных сил противника, действующего под прикрытием авиации НАТО.

Известно, что в обороне города принимают участие по меньшей мере две тысячи женщин. Во всяком случае без помощи населения оборонявшиеся бы просто не смогли продержаться столько времени. И сами представители ПНС жаловались на то, что несмотря на предложенный ими коридор для выхода мирного населения города мало кто им воспользовался. Дескать, каддафисты удерживают мирных жителей и используют их в качестве живого щита, хотя само население в значительной степени якобы сочувствует повстанцам. Но как ни странно, почти никто из жителей Сирта почему-то не воспользовался в критический момент боя 13 октября возможностью свести со сторонниками Полковника счеты или просто бежать.

Это дополнительно свидетельствует о том, что город защищают не только остатки войск Каддафи, но и его население.

Впрочем, в заявлении Джадаллы явно есть и доля достоверной информации. Он называет защитников города "преступниками", участь которых одна — смерть. В своем недавнем заявлении французской газете Le Mond он гарантировал безопасность тем, кто сдастся в плен, "лишь до ворот тюрьмы".

Но даже и без подобного заявления мятежного командующего представители племени каддафа прекрасно знали, что их ждет, и поэтому они оказывали и будут оказывать таким ливийским "демократам" яростное сопротивление.

Каковы перспективы обороны города, объявленного 1 сентября Муаммаром Каддафи новой столицей Джамахирии?

Западные и арабские СМИ указывают на заявления мятежников, что для подавления сопротивления они применят "тяжелую технику", хотя ранее якобы этого не делали из гуманистических побуждений, опасаясь причинить вред мирным жителям.

По мнению военного представителя ПНС под Сиртом Яхья аль-Моджасаби, "понадобится от двух до трех дней, чтобы захватить вновь утраченные кварталы".

Правда, за полтора месяца боев под Сиртом было сделано немало записей, на которых боевики применяют против защитников города гаубичную артиллерию и даже реактивные системы залпового огня "Град".

Получается, что обстрелы будут усилены. Кроме того, нельзя исключать, что под угрозой применения "тяжелой техники" имеется в виду и усиление налетов натовской авиации. Противопоставить этому защитникам города нечего.

Переоценивать очередное поражение повстанцев также не стоит. Разумеется, их моральному духу был нанесен еще один удар, но о разгроме говорить не приходится. Всего вокруг города на момент штурма находилось чуть более семи тысяч мятежников. Самые смелые и явно завышенные оценки их потерь называются в диапазоне 700-800 человек. К тому же в ближайшее время из Бенгази к ним могут подойти "египетские подкрепления".

Так что сейчас возможностей у защитников города остается все меньше. Авиация НАТО безнаказанно уничтожает еще остающиеся у них "грады" и танки.

Подвоз продовольствия к городу крайне затруднен, и несмотря на то что Сирт не находится в плотном кольце мятежных сил, доставить крупные партии еды туда не представляется возможным. В перспективе обороняющимся грозит голод.

Другой серьезной проблемой может стать затопление города водой из открытых водотоков. Во-первых, в результате могут быть подмыты здания, а во-вторых, если вода будет держаться на улицах длительное время, в условиях жаркой погоды нельзя исключать эпидемий.

Единственным серьезным козырем защитников города остаются подземные коммуникации, выходящие, в том числе, за пределы Сирта, благодаря которым они могут отступать и снова неожиданно появляться в оставленных районах.

Вопрос в том, как долго при таком положении дел они смогут оказывать сопротивление, учитывая готовность НАТО повторить в Сирте печальный пример Эль-Фаллуджи.

источник

Немає коментарів:

Дописати коментар

Щоб вдалося опублікувати коментар, в графі "Коментувати як" оберіть функції ІМ'Я/URL або АНОНІМ