Сторінки

понеділок, 24 жовтня 2011 р.

Швейцария: ультраправые наделали шороху

23 октября Швейцария выбирала депутатов нижней палаты парламента — Национального совета. Фаворитом выборов считалась ультраправая Народная партия. Она выступает за резкое ограничение иммиграции и против вступления страны в Евросоюз.
Ее программу лучше всего характеризует предвыборный плакат: три стоящие на швейцарском флаге белые овцы дают пинка черной. Три белые овцы символизируют немецко-, франко- и италоговорящих коренных жителей. Черная — выходцев из стран Азии, Африки и юго-востока Европы. Или другой плакат: закутанная в паранджу с ног до головы мусульманская женщина на фоне минаретов, выполненных в форме запущенных ракет.
В заслугу себе ультраправые могут занести итоги референдума 2009 года, прогремевшие чуть ли не на весь мир. Тогда большинство жителей Швейцарии выступили за введение запрета на строительство минаретов. Впоследствии с подачи Народной партии был принят закон о выдворении из страны гастарбайтеров, совершивших преступление на швейцарской территории. Кроме того, нижняя палата парламента приняла закон о запрете на ношение паранджи, но верхняя (Совет кантонов) его отклонила.

Один раз Народная партия уже наделала шороху. Четыре года назад она уже одержала убедительную победу, набрав чуть более 29 процентов голосов. На сей раз результат оказался несколько скромнее — 25,9 процентов, и впервые за 20 лет поддержка "народников" уменьшилась. Соответственно, им достанутся 55 из 200 мест в Национальном совете (раньше было на семь больше). В то же время ближайшие преследователи отстали очень сильно. Потому победа все равно получилась достаточно убедительной.
Судите сами. Занявшая второе место Социал-демократическая партия заручилась поддержкой 18,1 процента избирателей, либеральная Свободная демократическая партия — 15,3 процента, консервативная Христианско-демократическая — 13,1 процента. В парламент также прошли Партия "зеленых", Зеленая либеральная партия и Буржуазно-демократическая партия. Последние три партии набрали от пяти до восьми процентов.
Считать результаты нынешнего голосования провалом ультраправых неправильно еще и по той причине, что многие другие партии за последние годы тоже резко повернули "вправо". Те же консерваторы поддержали Народную партию при голосовании о запрете паранджи. О необходимости ужесточить миграционную политику говорили и многие другие партии, а вопрос о вхождении страны в Евросоюз сегодня на повестке дня не стоит. Так что произошел частичный перехват лозунгов ультраправых, что и обусловило некоторое падение их рейтинга.

Ни в одной другой стране Европы ультраправым не удавалось выигрывать выборы, а в Швейцарии это произошло уже дважды. Во многом это объясняется спецификой страны. Трудно сегодня в Старом Свете найти другую такую страну, где столь высокий процент населения живет в сельской местности. Жители горных альпийских деревень вполне вписаны в современную жизнь и идут в ногу со временем, однако традиции там берегут сильнее, нежели в других местах.
Желание своего населения держаться за традиционный уклад и противиться приезжим, пытающимся его нарушить, вынуждены учитывать все ведущие политические силы страны. (Швейцария — страна прямой демократии, где ежегодно проходит по несколько референдумов по самым разным поводам). Соответственно, правила получения гражданства в Альпийской Конфедерации — едва ли не самые жесткие в Европе. Сначала надо получить гражданство в общине, потом — в кантоне и лишь затем — на общешвейцарском уровне.
Несмотря на все препоны, число гастарбайтеров в Швейцарии превышает 20 процентов населения, а в абсолютных цифрах это полтора миллиона человек. Иммигранты работают на стройках, в гостиницах, на разного рода черных работах. Правда, привлекаются и высококвалифицированные инженеры и программисты. Уровень образования среди коренных швейцарцев относительно невысок (в силу большого числа живущих на селе), но все равно он выше, чем у приезжих.

До поры до времени в Швейцарию ехали люди довольно близкой культуры. После войны сюда приезжали на заработки жители юга Италии, испанцы, португальцы, греки. С 60-х годов стали появляться выходцы из бывшей Югославии — сербы, хорваты, боснийские мусульмане, албанцы. Но постепенно в немецкую часть Швейцарии начали перебираться турки (коих много в Германии), а во французскую — арабы и выходцы из стран Африки. Колонии косовских албанцев еще с начала 60-х годов были в немецких и итальянских регионах.
На сегодняшний день иммигранты-мусульмане составляют около четверти всех приезжих (примерно 400 тысяч). Наиболее многочисленные из них — албанцы и турки, арабов и боснийских мусульман несколько меньше. Практикующих мусульман — не более 50 тысяч, но в Швейцарии уже есть порядка 170 мечетей — пусть только четыре с минаретом. Женщины в хиджабе и парандже давно уже стали неотъемлемой частью городского пейзажа в Женеве или Цюрихе.
Многие коренные швейцарцы просто содрогаются при виде своей национальной сборной по футболу. Среди ее лидеров быстро увидим турок Гекхана Инлера, Эрена Дердийока, Хакана Якина, албанцев Валона Бехрами и Джердана Шакири, чернокожих Йоханна Джуру и Желсона Фернандеса. Картину дополняют испанцы и хорваты. Может сложиться впечатление, что уже половину населения Швейцарии составляют приезжие. Хотя пока это все-таки не так.

Следует также иметь в виду, что свое нынешнее спокойствие и процветание швейцарцы выстрадали, пройдя через множество войн и конфликтов. Они придумали такое государственное устройство, при котором представители одной языковой группы имеют свою моноэтническую территорию (кантон), но в итоге разнообразные кантоны образуют единое государство с тремя государственными языками (немецкий, французский, итальянский) и одним официальным (ретороманский).
Появление новых этнических групп это равновесие непременно нарушит. Отсюда и успех, которым пользуется Народная партия. Кстати говоря, швейцарские ультраправые отличаются от прочих идейных собратьев в Европе тем, что представляют разные языковые и религиозные группы. Они отстаивают именно общешвейцарскую идею, за них голосуют и германо-, и франко-, и италошвейцарцы, и католики, и протестанты. Всем им (пусть и в несколько разной степени) хочется сохранить уклад жизни, приведший Швейцарию к процветанию.
Помимо проблемы иммигрантов, швейцарцы видят, что в соседнем Евросоюзе не все в порядке. Евро (в отличие от швейцарского франка) сильно лихорадит. Да и если говорить о делах иммигрантских, то сегодня лидеры стран ЕС один за другим признают, что политика их интеграции в общество (особенно это касается мусульман, хотя и не только их) провалилась. Так что тяга к относительной изоляции в Швейцарии сильна. И она находит свое выражение в итогах выборов.
Источник

Вадим Трухачев

 

Немає коментарів:

Дописати коментар

Щоб вдалося опублікувати коментар, в графі "Коментувати як" оберіть функції ІМ'Я/URL або АНОНІМ