Сторінки

понеділок, 27 лютого 2012 р.

Про «братские узы» мусульман ИЛИ Начало агонии СССР



Толпа с транспарантами - с чего все началось.
     К написанию этого поста изначально меня подтолкнули 2 причины. Во-первых, в процессе серфинга по весьма большой и всем известной соцсети всегда было смешно наблюдать в происламских сообществах слова: «Чечня, Армения, Дагестан, Черкесия, Грузия, Азербайджан, Южная Осетия, Северная Осетия и Турция – МуСуЛьМаНе – братья навеки, олахакбар», сопровождающиеся обилием рисунков с гирляндами флагов вышеупомянутых стран,  и прочую антиисторическую истерику детей гор, дорвавшихся до Интернетов.

 Любому образованному человеку известно, что Грузия с Осетией и Азербайджан с Арменией такие же братья, как кошка с собакой. Ну это уже второстепенно. А второй, пожалуй, главной причиной написания стало то, что 28 февраля будет годовщина едва ли не самого кровавого межэтнического конфликта советской эпохи, в котором по обе стороны баррикад и принимали участие те самые «братья – мусульмане» - армяне и азербайджанцы.

     Предыстория: в 1988 году «Союз нерушимый республик свободных» не на шутку лихорадило. На фоне стремительной перестройки и гласности, сопровождавшейся безудержной эйфорией от демократических процессов, ухудшается экономическое положение сверхдержавы; начинаются массовые забастовки, обостряется межнациональная рознь. Особо ярко она проявлялась на юге страны, где всегда было смешение народностей и этносов. То, о чем замалчивало Политбюро, назревало «на местах», подогревалось недальновидными заявлениями местных лидеров – как от официальной советской власти, так и от самовыдвиженцев и провокаторов. Армяно – азербайджанский конфликт, имеющий давнюю историю и глубокие национальные и политические корни, обострился в феврале 1988 года, когда в Нагорно-Карабахской Автономной области (НКАО) и Армянской ССР прошли многолюдные митинги с требованием присоединения НКАО к Армянской ССР, а 20 февраля сессия областного Совета народных депутатов НКАО приняла обращение к Верховным Советам Азербайджанской и Армянской ССР и СССР с просьбой о разрешении выхода НКАО из состава Азербайджана и присоединении к Армении.

Военный кордон в Сумгаите
Сам Сумгаит в социальном плане идеально подходил для создания конфликта. Население города составляли самые низы советского общества — зэки — политические заключённые, выпущенные из сталинских лагерей; азербайджанцы, покинувшие Армению, куда стали в массовом порядке возвращаться армяне-репатрианты; а также обнищавшие армянские рабочие из Карабаха… Население стремительно росло, составив к 1980-м годам четверть миллиона человек, и в городе стала остро ощущаться нехватка жилья. Рабочие ютились в перенаселенных общежитиях. Городские химические предприятия были среди первых в Советском Союзе по уровню загрязнения окружающей среды. Средний возраст горожан составлял двадцать пять лет, причем каждый пятый житель Сумгаита имел судимость. Поэтому неудивительно, что митинг азербайджанцев против присоединения к Армении и на котором активно муссировались слухи об убийстве армянами азербайджанцев в стычке около Аскерана перерос в резню. Начавшись зажигательными виршами азербайджанских поэтов и призывами «Смерть армянам», он перерос в штурм армянских кварталов, продолжаясь до 29-го февраля. 

Лучше всего картину происходившего ада на межнациональной почве в те дни описывает в своей книге «Живый в помощи» русский майор-десантник, кавалер Ордена Красного Знамени Виктор Николаев, посвятивший сумгаитским событиям, которые локализовывал его однополчанин, отдельную главу книги: 

 БТР на улицах Сумгаита
«…Рев бандгрупп в городе раздался почти одномоментно — будто кто-то нажал на звонок. Стартовый разгон на поражение армян и русских, начавшийся с проспекта Мира, подкинул Славку с постели, где он задремал после дежурства. Предсмертный крик, тотчас перешедший в хрип, сопровождал его, летящего через два пролета лестничной клетки сразу на третий этаж, в наспех напяленной спортивной форме. В мордобойно-поножовочной карусели в этой квартире живой была только женщина, добиваемая пинками и стулом у окна. В коридоре булькал телом на полу резко разгибающийся и сгибающийся хозяин. Движения его рук были такими, будто он пытался вернуть срезанную голову на место. Женщину добивал, войдя в раж, молоденький бандит, держа в руках, как биту, ее двухлетнюю дочку. Из его рта текла пенная слюна. Славка этих двоих зверей убил сразу, впечатав двумя руками голову в голову. Потерявшую сознание армянку пер волоком в интуитивно безопасное место, на улицу. Оторвав водосточную крышку люка во дворе одним пальцем, он почти отвесно сбросил туда женщину ногами вниз. Город ревел.

Горели машины, бились стекла магазинов. Враз началось мародерство. Соседи резали соседей. Кровь пошла на чужую кровь. От ее сладкого дурманного запаха на лицах у людей стала проявляться нечеловеческая рожа... У старика-армянина с хохотом и визгом, считая, отрывали ребра. Все до одного. Его застали в инвалидной машине при подъезде к дому. Дед от страха сошел с ума и неловко, мучительно улыбался. Ему на голову вылили бензин и с криками подожгли. Он сгорел быстро, видимо, не ощутив боли. Славка задыхался, стервенел и тоже орал. Его как будто никто не видел. Он отдирал армян непонятно какого возраста и пола из рук беснующихся крутящихся хороводами азербайджанцев и сипел:— Я сам добью... сам...Волоком тащил отбитого в заветный тайный колодец и прятал, сталкивая туда. Еще минуту назад внешне мирный город будто зашелся в бесовском вихревом "веселье".Никто друг друга не слышал и не слушал. Все окуталось массовым безумием и мраком. Славка на карачках, грязный, оборванный дополз до колодца и свалился на общую натасканную им кучу…» 

Пострадавшие
     Примечательно, что советские власти, залив огонь конфликта военными (270 военнослужащих ВВ, ВДВ и СА получили ранения разных степеней тяжести в результате ликвидации конфликта), изо всех сил старались замолчать, скрыть и преуменьшить масштабы происшедшей резни - всю последнюю неделю февраля советские средства массовой информации сообщали о беспорядках в Израиле, Южной Африке и Панаме, но ни словом не обмолвились о событиях в Азербайджане, где по официальной версии погибло 26 человек, по неофициальной – около ста. По решению Генеральной Прокуратуры СССР, которое было согласовано с руководством страны, единого общего судебного процесса не проводилось; дело было разбито на 80 эпизодов и рассматривалось в судах раз­личных городов, причем, из огромного, почти тысячного числа погромщиков, к уголовной ответственности привлекли всего 94 участников – преимущественно подростков.

     …Вот такая «мусульманская дружба Армении и Азербайджана» получилась. Видимо, у смуглых однобровых рас это в крови – выражать свои настроения исключительно с арматурой и ножами в руках. А виной всему – политика СССР, которая стремилась к усреднению и обезличиванию людей. Национальности заменило обтекаемое понятие «советский гражданин», жизненные территории одних этносов населялись пришлыми, слова «Восток – дело тонкое» звучали только из  уст киношного красноармейца Сухова, но не из уст коммунистических бонз. Вот и вышел такой гремучий коктейль из южных «советских граждан», неблагоприятной социальной обстановки и косноязычной умирающей власти, которая изо всех сил старалась сохранить огромную неповоротливую многонациональную страну, где зачастую образ жизни, мышления и мировоззрения были диаметрально противоположны в разных её концах.

Специально для "Якщо не ти, то хто?",
Правый Гном.

Немає коментарів:

Дописати коментар

Щоб вдалося опублікувати коментар, в графі "Коментувати як" оберіть функції ІМ'Я/URL або АНОНІМ