суботу, 18 лютого 2012 р.

В гостях у Владыки Андрея

Владыка Андреи (Сапеляк)

Прошел ровно год с того момента, как мы общались с этим человеком. Но я снова публикую эту статью, так как актуальность тем, о которых говорили год назад - остается прежней.


Сегодня побывал в гостях у очень интересного человека. Этот человек, не смотря на свои преклонный возраст - 92 года - всей своей душои переживает за Великую Украину , за ее будущее , за ее народ. Этот человек был в Италии, когда Муссолини пришел к власти, этот человек был другом папы Павла Второго, этот человек является последним живым епископом, который учавствовал во Втором Ватиканском Соборе, этот человек общался с детьми Бандеры  .... ну чего я так сразу? начнем по порядку )))


Андрей Сапеляк - Епископ-эмерит УГКЦ. Родился 13 декабря 1918 года в с. Рышкова Воля Ярославского уезда (Польша). Поcле окончания Перемышской гимназии поступил в сообщество Отцов Салезиан. Высшее образование получил в Салезианском университете в г. Торино (Италия), факультет канонического права. Священническое рукоположение получил 29 июня 1949 г. В 1951 году организовал во Франции Украинскую малую семинарию и был ее первым ректором. 14 августа 1961 г. назван первым епископом украинских верующих в Аргентине, где трудился в течение 36 лет. Хиротонизирован 15 октября того же года. Сначала был назван Апостольским визитатором для украинцев католиков в Аргентине, а после создания в 1978 г. греко-католической епархии Покрова Пресвятой Богородицы в Буэнос-Айресе – ее Апостольским администратором. Был членом комиссии Восточных Церквей на II Ватиканском Соборе (1962– 1966 гг.). Выйдя на пенсию 12 декабря 1997 г., вернулся в Украину. После непродолжительного пребывания во Львове на 80-м году жизни переехал с пасторальной миссией в г. Верхнеднепровск Днепропетровской обл.

Предложение посетить Владыку поступило ко мне вчера и, конечно, я сразу согласился. Ведь встретиться с человеком, который был в Италии , при режиме Муссолини, для меня имеет большое значение, не только как для  историка, но и как для человека правых взглядов.

Подбив на поездку Якобсона, мы договорились выехать к нему в 13.00. 18.02. 2011.  Наше приключение началось на Автовокзале, сначала женщина которая должна была ехать с нами, тупо свалила перед кассой, даже не попрощавшись (бывает, походу ее климануло, и она решила, что ей не стоит ехать ).
Ближайший билет был на 15.00 и мы с группой, состоящей из 5 мужчин и одной прекрасной девушки, направились скоротать время в Пузату Хату . Где мы умудрились разбить два бокала, скинув их со второго этажа вниз ... и тогда я понял, что  получу массу позитива ... Разговоры в основном касались истории, ОУН, воины, ГЕСТАПО, коммунистов (было очень интересно ) 
 И вот мы уже в автобусе по дороге в  Верхнеднепровск...


Встретил нас молодой монах, который  рассказал нам  про историю жизни Владыки в Верхнеднепровске



Встретили нас очень хорошо: напоили чаем, угостили тортом , печеньем.... Конечно, привело нас  в удивление  само помещение, в котором мы сидели.



Все было пропитано духом национального самосознания... Не смотря на то, что перед нами у Владыки были гости со Львова (у греко-католиков скоро будут выборы Верховного архиепископа, а владыка, как самый старший епископ, будет передавать в офицальнои части регалии правления ) Нас он принял ...поздоровался, спросил каждого имя и чем занимаемся , пригласил за стол.
Наша беседа длилась около часа  (на украинском языке).... и вот, что я подчерпнул для себя .... главное и актуальное .

Вернувшись во Львов, (1998 г). владыка посмотрел ,что делать ему во Львове нечего, и поехал на Восток, отдыхать в миссионерском служении. Сделал   маленькую парафию в Верхнеднепровске. Владыка не учил никогда русский язык , никогда не был под Россиею ибо выехал в 30х, а вернулся, когда Украина стала независимой ( но зато знает 6 языков : немецкий, итальянский, польский, испанский, англииский, украинский и латынь) - так что в основном мы разговаривали на украинском ... Ибо Владыка сказал, что украинский язык, это наш роднои язык.

Вопрос к Владыке: Как видели наш народ за границей?

Когда Украина становилась независимой, все удивлялись за границей , кто такие украинцы?, что есть такой народ ? сколько там украинцев -  5 млн?  10млн? 50 млн(удивление) Где он был!!!? ... Наш народ всегда держали, как несуществующий народ. Народ, который не имел элиты. Почему не имел? Потому что вся наша элита под землёй. Если кто - то думал чуть по - другому , его сразу лишали жизни. у нас сеичас нет государства, потому что мы не имеем элиты.... Нам нужно на скорую руку вводить свою элиту. Мы есть масса , а где наша элита - под землёй.  Нам дали полную независимость, но мы не готовы. 

почему   написана на табличке Украинская православная соборная церковь ?

это не есть официальным названием, нас крестили как народ , и нас крестили как церковь, нас называли "греко-католики ",потому что так подходило Австрии. Что бы выгнать православное монашество , и чтоб Россия не имела претензии. Это не есть наше название  "греко-католики ", нам это прицепили , специально, чтоб не имела здесь влияния российская церковь. Мы не есть греки , мы есть славяне . А церковь называется от главного места - Римская церковь, Киевская церковь, Царьгородская церковь, Московская церковь. Мы есть православные все и церковь - украинская. Мы имеем право быть православными, все идет от Киева. Название "греко - католическая " - это не наше. А "Соборна" - означает католичество. Она есть в единстве со всеми церквями, а особенно с римской , мы не можем выкинуть слова Христа, который говорит Петру " Ты есть скала , на этои скале я строю свою церковь " Петро не умирает в Москве, не в Киеве , а умирает в Риме. Первое тысячелетие была одна церковь.
Как выдумаете, как пройдет объединение церкви, снизу или сверху ?

Снизу. Народ хочет одной церкви. А те, кто наверху, имеют свои интересы. снизу. Нас сбаламутили , поделили и мы так и остались. Я  был на втором Ватиканском соборе, и мы  пришли к выводу  и наша задачей  являлось просвещение народа . Многих архиепископов ставят политики с какими - то целями. 

Народ в основном еще заражен тем большевизмом, какую роль должна отыграть молодежь? 

Каждый священник должен заниматься с молодежью и наша   главная цель - это воспитать " ЧЕСТНЫХ ГРАЖДАН И ДОБРЫХ ХРИСТИАН" .  Влияние на общество имеет молодежь, старшие никуда не пойдут,. а вот молодежь  - это будущее. Молодежь нужно направлять. Они в 18 лет имеют право голосовать , а что они будут голосовать, если они ничего не знают ? Молодежь, это ключ  наших проблем, как национальных, так и церковных. Как говорил Ющенко, народ надо просвещать , через молодежь.

Вы после Второй Мировой  Войны  жили в Италии , вы видели, как церковь сделала все возможное, чтоб коммунисты не пришли к власти ?

Так, решающее слово имела церковь, начиная от папы, папа дал ясно ориентацию , народ пошел и спасся. Пояснили народу, перед выборами, ходили по домам и поясняли. Я також ходил и пояснял. После смерти патриарха Шиптицького  у нас церковь пропала. Нам нужны организации просвещения, не со стороны политики, а  со стороны социальной жизни. У  нас ждут чего- то, а будет то , что ты приготовил себе . А ты ничего не сделал - вот имеешь, что имеешь. Нам нужны громады, организации просвещения, которые смогут восстать, мы имеем много возможностей. Галичина ближе к этому. Мы здесь на Востоке привыкли , что скажет телевизор и пан. Мы должны думать критически , мы не двигались , мы сидели., ждали ,что будет. И есть то, что есть).А нужно двигаться. Ситуацию в руках молодежи . Должна быть христианская справедливость в политике. Не  подкупность. Каждый должен делать все, что может.

Как вы видели личность Павла Второго?  

Прежде всего, он для меня был другом , а потом - папои. Он все время был с народом, с народом, народом.



Когда папа был в Аргентине, я пригласил его в Украину , он покивал головой

Про Украину...

Нет движения. Наша интеллигенция должна стать проводом. Я был удивлен выборам, которые прошли. Все сложили руки . Вот и получили, что  приготовили, и это нехорошо. Наша пассивность.... Народ привык ничего не думать, или чтобы кто - то думал за него. Нужно воспитывать гражданскую жизнь на честности , то, что нечестное - выкидывать. А наши выборы в президенты - это же детский сад. Имей немного людей -  и ты президент, 18 кандидатов - ни в одной стране такого нет. Это все детскии сад.
 
Немного поговорили про религию , книги, которые написал Владыка. "Киевская церковь, на славянском востоке ", которую он мне позже подарил с личным автографом и благословением.


Также подарил книжку "Украина сквозь поколение ". Потом Владыка  показал помещение, рассказал немного про Украину, и не просто про краину, а Про Великую Украину . Рассказал, как в Аргентине строили Украинскую церковь.

были в его рабочем кабинете, превращенном в маленький музей 





Ватиканскии Собор Второй



Побывали в его каплыце. 


на иконе изображен сам собор, и где - то там запечатлен и сам Владыка.

P.S. Провели нас тоже очень радушно. Остались  хорошие впечатления о человеке, который видел режим Муссолини, боролся против коммунизма в Италии, строил Украинскую церковь по всему миру. В 90-х годах вернулся на родину в сане епископа и не остался в каком - нибудь шумном городе, а отправился на Восток, там где безбожников больше всего, в Верхнеднепровск. Там он открыл маленькую парафию на 20 человек и несет слово Божье не только старикам , но и детям, пытаясь воспитать в них дух честных граждан  и добрых христиан! И когда мы прощались, в моем мозгу крутилась одна надпись, которую я прочитал у Владыки во дворе: "Радiйте й веселiться, бо нагорода ваша велика на небi!"


Келебрант Доминатор, 18.02.11.


--------------------------------------------------
Сейчас Андрей Сапеляк живет во Львове.  Его состояние здоровья нестабильное, поэтому пришлось уехать из Верхнеднепровска. Мы были чуть ли не последней такой группой, которую принимал Владыка у себя. Что есть очередным поводом сказать: говорите с такими людьми ибо никогда не знаете, выпадет ли вам еще шанс набраться от них мудрости.

Немає коментарів:

Дописати коментар

Щоб вдалося опублікувати коментар, в графі "Коментувати як" оберіть функції ІМ'Я/URL або АНОНІМ