Белая раса впервые оказалась в Бразилии в меньшинстве. Молодежь все охотнее причисляет себя к людям, в чьих жилах течет кровь представителей разных рас. В стране никогда не популяризировалась идея биологического превосходства белых, но социальное неравенство, основанное на этнической принадлежности, никуда не исчезло и маскируется мифом о расовой демократии.
Перепись населения 2010 года отразила новое лицо Бразилии: негры, мулаты, метисы, индейцы и другие смешанные расы (в Бразилии их называют "парду"- "коричневые") впервые обогнали белых по численности. О принадлежности к этим расам заявило 50,7 процентов населения страны. Согласно полученным данным, из 191 миллиона бразильцев 91 миллион. классифицирует себя как белые (47,7 процента населения), 15 миллионов — как чернокожие (7,6 процентов), 82 миллиона — смешанные (43,1 процента), два миллиона — "желтые" (выходцы из Азии; 1,1 процента) и 817 000 — индейцы (0,4 процента).
"Парду" проживают преимущественно на севере и северо-востоке Бразилии. В некоторых муниципалитетах их доля достигает 97 процентов. На среднем западе Бразилии процент "коричневых" достигает 75-ти, на юго-востоке — 37 процентов. И только на юге белые преобладают: "парду" составляют там всего 2,3 процента. Сан-Паулу является городом с наибольшим количеством чернокожих и "коричневых", где к этим этническим группам себя отнесли 4,2 миллиона человек, затем следуют Рио-де-Жанейро (около 3 миллионов) и Сальвадор (около 2,7 миллиона).
Если рассматривать только негров, то здесь пальму первенства держит Сальвадор — черная "столица" Бразилии (80 процентов местных жителей — негры). А белой "столицей" может считать себя город Куньятай в штате Санта-Катарина, в котором никто не объявил себя чернокожим.
Бразилия является одной из наиболее развитых стран, с точки зрения расовой демократии, хотя, безусловно, и несовершенной. Многое из того, что называется расовым неравенством, здесь исторически связано с пережитками рабовладения. Но в отличие от США и ЮАР, здесь никогда не популяризировалась идея биологического превосходства белой расы и ее бóльшего от рождения права на принадлежность к нации.
Не случайно слово "негр" не является в Бразилии оскорбительным и совсем не пользуется спросом слово "афробразилец", поскольку в стране расы настолько перемешаны, что чистоты не наблюдается ни в одной. Часто встречаются белокожие люди, имеющие предками негров.
Тем не менее, распространенные накануне Дня Черного самосознания данные переписи оцениваются как материал для размышления о положении негров. С одной стороны, такое увеличение людей (за 10 лет с 44,7 процента до 50,7 процента, относящих себя к "парду" говорит о том, что среди бразильцев растет гордость за то, что они являются потомками выходцев из Африки и Азии.
Однако с другой, социальное неравенство, основанное на этнической принадлежности, никуда не исчезло и маскируется мифом о расовой демократии. Любопытно в этом смысле, что 97 процентов опрошенных заявили, что они не имеют расовых предрассудков, но в тоже время 98 процентов сказали, что знакомы с людьми, которые такие предрассудки имеют.
Согласно мифу, не существует неравенства по расовым и этническим показателям. На самом деле статистика показывает обратное. Перепись доказала, что социальное неравенство по-прежнему ассоциируется с цветом кожи. В то время как белое население объявило средний доход в 1538 реалов в месяц, негры заявили, что он составил 834 реалов, а мулаты и метисы — 845 реалов. Интересно, что "желтые" получают в среднем выше, чем белые. Это связано с тем, что большинство из них являются выходцами из Японии, проживают компактно и работают "белыми воротничками".
Из 16,2 миллиона бразильцев, живущих в крайней бедности (около 8,5 процента населения), 70,8 процента составляют негры. Они имеют более низкую заработную плату, чем белые и желтые (которые в среднем зарабатывают в 2,4 раза больше) и меньшую продолжительность жизни. Удивляться этому не стоит — многие негры живут в трущобах, где практически нет доступа к медицинской помощи и велик уровень преступности.
Среди умерших от несчастных случаев и насильственной смерти в возрасте от 15 до 29 лет большинство составляют негры, они же имеют высокий уровень неграмотности в возрастной группе старше 15 лет (около 26 процентов). Среди тех, кто до 24 лет получил высшее образование — 57,2 процента составляют белые и только 18,4 — чернокожие. Из 10 процентов самых богатых бразильцев "парду" составляют 20 процентов, и в этой социальной пирамиде из 10 процентов самых бедных они составляют 73 процента. Если же взять один процент самых богатых, то здесь 86 процентов составляют белые.
Государство прилагает усилия для исправления ситуации, и прежде всего в области образования, путем введения расовой квоты в государственных университетах и выдачи специализированных студенческих кредитов. В результате процент студентов-негров всего за десять лет (1998-2008 годы) вырос с четырех до 16,4. Благодаря этой политике молодежь в возрасте от 15 до 24 лет гораздо охотнее причисляет себя к парду, чем старшее поколение. В 2010 году из 34 миллионов молодых людей 18,5 миллиона заявили о себе как о темнокожих.
Однако на бытовом уровне многие из них по-прежнему чувствуют себя нестандартным элементом в бразильском обществе. Расовая ненависть отсутствует, но на уровне подсознания темнокожий — это человек с низким уровнем образования и недостаточной покупательной способностью, предрасположенный к совершению преступлений. При найме на работу предпочтение отдается человеку белой расы.
Потому в Бразилии еще долго будут отмечать День Черного самосознания, учрежденного в честь Зумби из Палмареса — бразильца из Анголы, который боролся за права рабов, основал поселение, свободное от рабства, и знаменитую капоейру и был убит португальцами 20 ноября 1695 года.
Немає коментарів:
Дописати коментар
Щоб вдалося опублікувати коментар, в графі "Коментувати як" оберіть функції ІМ'Я/URL або АНОНІМ