Толпа с транспарантами - с чего все началось. |
К написанию этого поста изначально меня подтолкнули 2 причины. Во-первых, в процессе серфинга по весьма большой и всем известной соцсети всегда было смешно наблюдать в происламских сообществах слова: «Чечня, Армения, Дагестан, Черкесия, Грузия, Азербайджан, Южная Осетия, Северная Осетия и Турция – МуСуЛьМаНе – братья навеки, олахакбар», сопровождающиеся обилием рисунков с гирляндами флагов вышеупомянутых стран, и прочую антиисторическую истерику детей гор, дорвавшихся до Интернетов.
Любому образованному человеку известно, что Грузия с Осетией и Азербайджан с Арменией такие же братья, как кошка с собакой. Ну это уже второстепенно. А второй, пожалуй, главной причиной написания стало то, что 28 февраля будет годовщина едва ли не самого кровавого межэтнического конфликта советской эпохи, в котором по обе стороны баррикад и принимали участие те самые «братья – мусульмане» - армяне и азербайджанцы.
Предыстория: в 1988 году «Союз нерушимый республик свободных» не на шутку лихорадило. На фоне стремительной перестройки и гласности, сопровождавшейся безудержной эйфорией от демократических процессов, ухудшается экономическое положение сверхдержавы; начинаются массовые забастовки, обостряется межнациональная рознь. Особо ярко она проявлялась на юге страны, где всегда было смешение народностей и этносов. То, о чем замалчивало Политбюро, назревало «на местах», подогревалось недальновидными заявлениями местных лидеров – как от официальной советской власти, так и от самовыдвиженцев и провокаторов. Армяно – азербайджанский конфликт, имеющий давнюю историю и глубокие национальные и политические корни, обострился в феврале 1988 года, когда в Нагорно-Карабахской Автономной области (НКАО) и Армянской ССР прошли многолюдные митинги с требованием присоединения НКАО к Армянской ССР, а 20 февраля сессия областного Совета народных депутатов НКАО приняла обращение к Верховным Советам Азербайджанской и Армянской ССР и СССР с просьбой о разрешении выхода НКАО из состава Азербайджана и присоединении к Армении.
Военный кордон в Сумгаите |
Лучше всего картину происходившего ада на межнациональной почве в те дни описывает в своей книге «Живый в помощи» русский майор-десантник, кавалер Ордена Красного Знамени Виктор Николаев, посвятивший сумгаитским событиям, которые локализовывал его однополчанин, отдельную главу книги:
БТР на улицах Сумгаита |
Горели машины, бились стекла магазинов. Враз началось мародерство. Соседи резали соседей. Кровь пошла на чужую кровь. От ее сладкого дурманного запаха на лицах у людей стала проявляться нечеловеческая рожа... У старика-армянина с хохотом и визгом, считая, отрывали ребра. Все до одного. Его застали в инвалидной машине при подъезде к дому. Дед от страха сошел с ума и неловко, мучительно улыбался. Ему на голову вылили бензин и с криками подожгли. Он сгорел быстро, видимо, не ощутив боли. Славка задыхался, стервенел и тоже орал. Его как будто никто не видел. Он отдирал армян непонятно какого возраста и пола из рук беснующихся крутящихся хороводами азербайджанцев и сипел:— Я сам добью... сам...Волоком тащил отбитого в заветный тайный колодец и прятал, сталкивая туда. Еще минуту назад внешне мирный город будто зашелся в бесовском вихревом "веселье".Никто друг друга не слышал и не слушал. Все окуталось массовым безумием и мраком. Славка на карачках, грязный, оборванный дополз до колодца и свалился на общую натасканную им кучу…»
Пострадавшие |
…Вот такая «мусульманская дружба Армении и Азербайджана» получилась. Видимо, у смуглых однобровых рас это в крови – выражать свои настроения исключительно с арматурой и ножами в руках. А виной всему – политика СССР, которая стремилась к усреднению и обезличиванию людей. Национальности заменило обтекаемое понятие «советский гражданин», жизненные территории одних этносов населялись пришлыми, слова «Восток – дело тонкое» звучали только из уст киношного красноармейца Сухова, но не из уст коммунистических бонз. Вот и вышел такой гремучий коктейль из южных «советских граждан», неблагоприятной социальной обстановки и косноязычной умирающей власти, которая изо всех сил старалась сохранить огромную неповоротливую многонациональную страну, где зачастую образ жизни, мышления и мировоззрения были диаметрально противоположны в разных её концах.
Специально для "Якщо не ти, то хто?",
Правый Гном.
Немає коментарів:
Дописати коментар
Щоб вдалося опублікувати коментар, в графі "Коментувати як" оберіть функції ІМ'Я/URL або АНОНІМ